Железнодорожный сквер Новосибирска
Вокзалы нередко называют воротами городов. Ведь чаще всего именно через вокзалы мы попадаем в город. И через них же его покидаем. И первое впечатление о незнакомом
городе составляем, глядя сначала на его вокзал, а затем на привокзальную площадь.
За свой главный вокзал новосибирцам краснеть не приходится. Его здание является архитектурным памятником, и приезжие могут начать знакомиться с достопримечательностями
Новосибирска сразу по прибытии. А совсем недавно для удобства приезжающих и отъезжающий, а также всех встречающих и провожающих между главным зданием и пригородным
павильоном был открыт сквер.
Возможно, это самый маленький сквер города. Но очень уютный. И в хорошую погоду ждать свой поезд можно теперь не только в зале ожидания, на перроне или шумной
привокзальной площади, а в довольно тихом, спокойном и красивом месте. Заглянуть в него и хотя бы несколько минут отдохнуть от тесноты вагона и грохота движущихся
составов могут и те, кто следует через наш город транзитом, поскольку остановка на такой крупной станции не так уж и коротка.
В 2006 году в Железнодорожном сквере был открыт фонтан. Конечно, он стал главным
украшением сквера. С его открытием в этот уголок стали забредать даже те, кто живет рядом или оказался в этом районе по делам, никак не связанным с железной дорогой.
Есть в сквере у железнодорожного вокзала и еще одна достопримечательность.
Это макет старинного паровоза «Проворный». Почти два века назад, в далеком 1836 году на заводе Стефенсона в Англии специально для России были изготовлены и потом
доставлены на Царскосельскую железную дорогу два паровоза. Поскольку в те времена паровозы были чем-то необычным и еще не были в массовом производстве, им давали имена.
Прибывших в Россию назвали «Проворный» и «Стрела». «Проворному» выпала честь открыть в 1837 году движение по самой первой в России, получившей название Царскосельской,
железной дороге. Оба паровоза честно отработали положенный им срок, затем были списаны, как выработавшие свой ресурс. К сожалению, ни один из них не сохранился.
Но в 1987 году, к празднованию 150-летия российских железных дорог в Ленинграде изготовили копию «Проворного» и установили ее у Витебского вокзала. В 2001 году
знаменитая Транссибирская магистраль отмечала свое 100-летие. К этой знаменательной дате сибирские мастера железнодорожных дел по образцу Санкт-Петербургской копии
сделали свой макет. Его поместили в специально построенный в Железнодорожном сквере г. Новосибирска стеклянный ангар. Макет выполнен в масштабе 1:1 к оригиналу. Так что все, кто посетит
Железнодорожный сквер, могут не только отдохнуть у фонтана, посидеть на скамеечке, но также посмотреть, каким был и как выглядел наш самый первый в стране паровоз.