Справочно-информационный сайт о детском отдыхе в Новосибирске и НСО

Фавикон

Сибирские каникулы


ГлавнаяПолезные cтатьи → Ментальная арифметика, ребенок и его развитие.
[14.01.17]

Ментальная арифметика, ребенок и его развитие

Ребенок – развитие его физических и умственных способностей начинается с самого рождения. В первые месяцы жизни ему достаточно внимания и заботы родителей. Но как только малыш немного подрастет, желательно, чтобы в формировании его личности принимали участие хорошие педагоги-профессионалы. Ребенок, развитие которого происходит под влиянием специалистов, не просто быстро осваивает какие-то навыки и умения, он раньше других детей может проявить свои способности и таланты. А значит, шансы стать более успешным в жизни у него значительно выше.

В настоящее время существует много различных методик раннего развития детей. Ментальная арифметика – одна из них. Это новое направление в развитии современного российского образования. Но оно признано прогрессивным, и во многих городах России появились специализированные центры, в которых с детьми занимаются по этой методике.

Что такое ментальная арифметика

Ментальная арифметика (или сокращенно менар) – это специальная методика быстрого устного счета. Слово «ментальный» происходит от латинского mentalis (умственный, рассудочный) Освоив данную методику, человек очень быстро в уме может производить довольно сложные арифметические операции. У обычного человека даже сложение двух трехзначных чисел без применения каких-либо подручных средств вызывают затруднения. Большинство из нас при необходимости выполнить такие действия хватается за калькулятор. А если его не оказывается под рукой, прибегает к старому проверенному способу сложения столбиком, которому нас учили в школе. Прошедшие с успехом курс обучения ментальной арифметике, за считанные секунды в уме способны сложить, вычесть, поделить или умножить даже 10-тизначные числа. Когда-то подобные способности были достаточно редки, во всем мире существовало всего несколько человек, способных в умственных вычислениях соперничать с вычислительными машинами. Устраивались даже состязания в скорости вычисления человека и компьютера. Сегодня, благодаря ментальной арифметике, быстрый устный счет по плечу даже маленьким детям.

Откуда менар пришел в нашу жизнь

В основе ментальной арифметики лежат древние счеты. Еще в Древнем Риме и Древней Греции для вычислений применялись специальные доски абак (по-латински «абакус» – доска). Абаки разделялись на полосы, а счет производился с помощью камешек или косточек, размещенных на них. Предполагают, что нечто, похожее на абак было и в Древнем Вавилоне и Египте. В Китае нашел распространение аналог абака, так называемые счеты суаньпань. Из Китая счеты попали в Японию, немного видоизменились, стали называться соробан и до сих пор используются для обучения счету младших школьников.

По одной из версий, русские счеты, которые до недавнего времени, всего каких-то двадцать-тридцать лет назад, широко применялись в нашей стране – это тоже не что иное, как разновидность абака. Правда, по другой версии русские десятичные счеты никак не связаны ни с Китаем, ни с Японией, ни с абаком или соробаном вообще, а имеют собственное происхождение.

Так что, ментальная арифметика имеет очень древние корни. А интерес к ней в наши дни вовсе не случаен. Педагоги обратили внимание, что в Японии и Китае, странах, в которых про данную методику и не забывали, дети делают поразительные успехи в математике, этой настоящей «королеве» наук. Поэтому, использование ее в современных системах образования чуть ли не повсеместно – это учет положительного опыта развития детей тех, кому уже удалось достичь хороших результатов. В настоящее время ментальной арифметике обучаются дети более чем в 50 странах мира.

В чем суть методики

Ментальная арифметика – это не просто быстрый устный счет. Для механических вычислений люди придумали калькуляторы, которые успешно выполняют возложенные на них задачи. И никто не ставит целью подменять вычислительную машину живым ребенком. Быстрый устный счет является всего лишь одним их эффектов от занятий ментальной арифметикой. Ребенок, развитие его способностей – вот основная задача любой методики образования. Менар в этом плане дает большие возможности. Трогая и перебирая косточки счет соробан, ребенок развивает мелкую моторику обеих рук в равной степени. Постепенно переходя на так называемую ментальную карту, дети заставляют работать свое воображение. И наконец, переключаясь полностью на устный счет, они стимулируют развитие аналитически способностей. Ученые считают, что при таком подходе, в отличие от многих других методик, гармонично развиваются оба полушария головного мозга. Как известно, левое полушарие отвечает за логику, правое – за творчество. Развивая оба, ребенок не утратит ни свою творческую жилку, которая изначально заложена в каждом из нас, ни способности к анализу тех или иных явлений и событий.

Что дает ребенку ментальная арифметика

Ребенок, развитие не каких-то отдельных его качеств и способностей, а в комплексе, так, чтобы он смог в как можно большей степени в дальнейшем использовать свой потенциал – вот та главная задача, которую ставит перед собой данная методика. Возможно, и сам быстрый устный счет когда-нибудь пригодится. Но главное заключается в том, что это отличный тренинг всему мозгу. Как следствие – лучшая обучаемость, способность концентрироваться для выполнения какой-либо задачи, развитие самостоятельности, усидчивости, уверенности в себе и в своих способностях достичь успеха.

С какого возраста рекомендуется заниматься ментальной арифметикой

Детский мозг, по сравнению с мозгом взрослого человека, более восприимчив и пластичен. Не слишком молодые люди, начав заниматься с соробаном, тоже могут достичь каких-то успехов. Но у детей результат получается и быстрее, и лучше. Однако, во всем должна быть мера. Многие центры приглашают для обучения детей в возрасте от 4 до 16 лет. Конечно, все очень индивидуально. Есть и усидчивые малыши, есть и весьма подвижные дети более старшего возраста. Но ребенку 4 – 5 лет трудно концентрироваться на чем-то одном. Поэтому занятия ментальной арифметикой, как, впрочем, и любые другие занятия, для него возможны только тогда, когда они проводятся в игровой форме и при строгом дозировании нагрузки.