Справочно-информационный сайт о детском отдыхе в Новосибирске и НСО

Фавикон

Сибирские каникулы


ГлавнаяПолезные cтатьи → Путевка в детский лагерь не использована: вернут ли деньги?
[26.02.15]

Путевка в детский лагерь не использована: вернут ли деньги?

Кошелек с деньгами
Как правило, путевки в детский лагерь приобретаются заранее. Но иногда по тем или иным причинам ребенок поехать в лагерь не может. Или возникает необходимость забрать уже отдыхающего ребенка домой, не дожидаясь окончания смены. У родителей тогда возникает вопрос: а что будет с деньгами, потраченными на покупку путевки? Можно ли их вернуть, или лучше не тратить понапрасну время и нервы и смириться с тем, что они пропали?




Приобретая путевку в лагерь, мы тем самым заранее оплачиваем определенный пакет услуг, которые лагерь обязуется предоставить нашему ребенку. Согласно ГК РФ и действующему закону «О защите прав потребителей» (ст. 32) каждый гражданин имеет полное право в любое время отказаться от услуги, и исполнитель обязан вернуть не потраченные на него деньги за исключением той суммы, которую он уже успел фактически израсходовать.


Таким образом, человек не обязан оплачивать услуги или товары, пользоваться которыми он не собирается. Если ребенок не поедет в лагерь или родители заберут его домой до окончания смены, значит тем, за что родители заплатили деньги, он воспользоваться никак не сможет. Т.е. фактически происходит отказ от уже оплаченных услуг, и по закону деньги подлежат возврату. С другой стороны, производители товаров или поставщики услуг тоже не должны нести убытки по чьей-то вине. Лагерь просто обязан готовиться к приему детей заранее. Ведь не реально закупать продукты день в день. Да и за какие-то программы или мероприятия, возможно, надо вносить предоплату. Поэтому может возникнуть спорный вопрос, сколько денег уже успел реально истратить лагерь на ребенка, и какую сумму ему надлежит вернуть родителям.

В своей статье "Договор с лагерем: не подписываем, не читая" мы уже писали, что именно договор является тем документом, который будет регламентировать взаимоотношения между лагерем и родителями, и насколько важно перед тем, как его «подмахнуть», очень внимательно ознакомиться со всем его содержимым, скрупулезно изучить все его пункты и подпункты. Солидные детские учреждения, беспокоящиеся о своей репутации, со всей ответственность подходят к составлению договора и стараются предусмотреть если не все, то хотя бы чаще всего возникающие ситуации, связанные со взаимоотношениями с родителями. А отказ от путевки или досрочное забирание ребенка из лагеря – не такая уж и редкость. В хорошо и правильно составленном договоре обязательно будет пункт, оговаривающий, в каких случаях и в каких размерах возможен возврат денег за путевку. Понятно, что вносить корректировки в типовой договор лагеря никто по требованию или просьбе каждого родителя не будет. Но само наличие таких пунктов уже говорит в пользу лагеря и дает возможность оценить, на что с его стороны можно рассчитывать в случае нежелания или невозможности полностью или частично воспользоваться путевкой.

Расставаться с деньгами никому не приятно, в том числе и организациям. Хорошо, если в договоре четко указаны проценты возврата. Как правило, проценты возврата денег напрямую зависят от того, когда происходит отказ от путевки. Одни лагеря готовы вернуть полностью всю сумму, если до начала смены еще довольно далеко, другие начинают удерживать какой-то процент в любом случае. Чаще всего, чем ближе смена, тем больший процент удерживается.

Скорее всего, лагерь не откажется выполнять свои обязательства по им же и составленному документу и возвратит оговоренную в нем сумму без проволочек.

К сожалению, так происходит не всегда. Нередки случаи, когда решение затягивается. Бывает, что недобросовестные лагеря вообще не реагируют на такие заявления, ссылаясь на то, что деньги уже потрачены. Еще хуже, если в договоре пункты о возможном возврате денег за путевку, всей суммы или ее части, отсутствуют или никакого договора вообще не было. Возможен также такой вариант, когда, непосредственно столкнувшись с ситуацией, родители приходят к заключению, что договор составлен несправедливо.

Тогда доказывать свою правоту будет значительно сложнее. Но родители должны знать, что согласно «Закону о туристской деятельности» (ст.10), из-за существенных и не зависящих от туриста изменений обстоятельств, возникших уже после заключения договора, он может быть расторгнут. И тогда уже решение о том, какая сумма подлежит возврату, не будет зависеть от оговоренных в нем процентах. Правда, причины должны быть уважительными. Это может быть болезнь ребенка, отказ в визе и т. д. Кроме того, сам договор не должен противоречить законам (закон «О защите прав потребителей», ст. 16). И если в него оказались включены пункты, противоречащие законодательству, то они могут быть признаны недействительными.

Поэтому, если ребенок не может или не хочет ехать в лагерь, либо возникли обстоятельства, по которым его надо до окончания смены забрать домой, то с уведомлением об этом администрации лучше не медлить. И сделать это в письменном виде, подав заявление на имя директора лагеря. Чем скорее администрация лагеря его получит, тем больше шансов урегулировать этот вопрос в обозримые сроки. В заявлении обязательно надо указать причину, по которой путевка полностью или частично не может быть использована. Если был заключен договор, то предложить администрации его расторгнуть. И попросить вернуть деньги. К заявлению приложить документ, подтверждающий оплату путевки (банковский перевод, кассовый чек) и, если есть, медицинские справки о болезни ребенка. Как и любой серьезный документ, заявление должно быть не просто отдано кому-то из работников лагеря, а вручено официально. При личном вручении надо проследить, чтобы документ был зарегистрирован. У себя необходимо оставить копию заявления с датой подачи и подписью его принявшего. А также копии справок и документов об оплате. Впрочем, лучшее и надежнее все оригиналы оставлять у себя, а отправлять куда-то копии. Если нет возможности отдать документ лично, то можно отправить его почтой заказным письмом, а квитанцию сохранить до получения с лагеря денег.

Подать письменное заявление надо и в том случае, если лагерь при личном обращении или по телефону категорически отказывается выплачивать какие-то деньги. Без этого суд не примет исковое заявление о возврате денег за путевку. Понятно, что желательно все решить без судебного разбирательства. Но если лагерь наотрез отказывается вести диалог, то другого пути решения вопроса просто нет.