Справочно-информационный сайт о детском отдыхе в Новосибирске и НСО

Фавикон

Сибирские каникулы


ГлавнаяПолезные cтатьи → Синдром третьей четверти и как с ним бороться.
[26.01.17]

Синдром третьей четверти и как с ним бороться

Казалось бы, больше всего школьники должны уставать в самом конце весны. Ведь за плечами уже почти целый учебный год с его такими серьезными нагрузками. Но и родители, и учителя давно заметили, что наиболее вялыми и менее активными дети бывают не в конце учебного года, а в середине третьей четверти. И именно в феврале и начале марта они чаще болеют. В последние годы появился даже такой термин, как синдром третьей четверти. Что же это такое? Просто ничем необоснованные родительские тревоги или вполне серьезная проблема, с которой необходимо бороться?

Что такое синдром третьей четверти?

Синдромом третьей четверти называют упадок сил у ребенка в самый длительный период учебы в школе. Как правило, проявляется он в конце февраля и начале марта. Его каких-то особо ярко выраженных признаков нет. Просто ребенок быстрее устает, становится менее внимательным на уроках, нередко у него падает успеваемость, бывает, теряется интерес даже к самым любимым занятиям. Иногда развивается повышенная сонливость. Причин возникновения синдрома довольно много. Это и авитаминоз, который в той или иной степени обычно возникает у всех нас к весне, и недостаток ультрафиолета в это время года, короткий световой день, ранние сумерки, недосып, связанный с необходимостью рано вставать, уже успевшая накопиться усталость от учебы. К тому же, поскольку третья четверть самая длинная, детям дается больше нового материала и им приходится как-то справляться с этой повышенной нагрузкой. Все это в совокупности и приводит к усталости, возникающей именно в данный период.

Можно ли его избежать?

Многое, но далеко не все зависит от родителей и учителей. Ведь, как бы нам не хотелось, но дольше солнышко зимой светить не может. И синтетические витамины не заменят свежих овощей и фруктов, не тех, которые месяцами лежат на прилавках, а только что созревших. Так что, с этим придется подождать до лета. Да и учиться ребенку обязательно надо. Но сделать можно много. Главное, быть внимательным к своему ребенку, постараться как можно больше облегчить его жизнь в этот трудный период, не запустить проблему и не допустить того, чтобы усталость перешла в хроническую форму.

Как бороться с синдромом третьей четверти

Синдром третьей четверти – это не заболевание. Это естественная реакция молодого неокрепшего организма на целый ряд неблагоприятных факторов, перечисленных выше. Поэтому и бороться с ним нужно не с помощью таблеток и микстур. В настоящее время во всех школах России для первоклассников введены дополнительные каникулы примерно в середине третьей четверти. Некоторые школы такие дополнительные каникулы устраивают и для второклассников.

Родители тоже могут контролировать учебную нагрузку. Конечно, на школьную программу они повлиять не могут. Но в их возможностях, если они заметят какие-то признаки усталости у ребенка, ограничить дополнительные занятия, такие, как посещение кружков, факультативов или спец. курсов. Если ребенок будет здоров, то он все пропущенное сможет легко наверстать в другое время. А вот если заболеет, то придется пропускать и основные школьные занятия. Особое внимание в это время стоит уделять режиму дня. В первую очередь, надо проследить за тем, чтобы ребенок спал достаточно. Для учеников начальных классов рекомендуемая продолжительность сна 9 – 10 часов, для старшеклассников – 8 часов. Очень полезны для отдыха прогулки на свежем воздухе. Чтобы ребенок лучше засыпал и спал крепче, можно прогуливаться с ним перед сном. Поможет справляться с синдромом третьей четверти и правильное питание. Полноценное, разнообразное питание делает любой организм крепче. Свежие овощи и фрукты, сохраненные до конца зимы, хоть и теряют значительную часть витаминов, но много полезного в них все же есть, так что они остаются хорошим средством для борьбы с авитаминозом.

От учебы полезно время от времени отвлекаться. Если почувствуете, что ребенку становится тяжело, то можно устроить ему незапланированный выходной в середине недели и потратить его на какие-нибудь развлечения. Можно сходить с ним в кино, театр, просто на прогулку в парк. Или посетить каток, покататься на лыжах, если есть такая возможность. Но только не тратить вдруг появившееся свободное время на сидение за компьютером или телевизором.

В последние годы появилась такая разновидность детского отдыха, как лагеря выходного дня. Для них программы специально составляются так, чтобы отвлечь ребенка от повседневных школьных забот и дать возможность весело провести выходные. Есть и специальные лагеря для первоклассников. Проводятся они в их дополнительные каникулы в феврале. В эти лагеря приглашаются как уже учащиеся в первых классах, так и будущие первоклассники. Группы формируются только из сверстников, ребят от 6 до 8 лет, и все занятия и развлечения подбираются согласно этому возрасту. Такие лагеря для первоклассников – хороший выход для работающих родителей, которые в февральские каникулы не могут проводить время с ребенком и как-то контролировать его занятия дома.

Немного родительского внимания и заботы, и ребенок легко одолеет самую длинную учебную четверть. Надо только знать, что синдром третьей четверти действительно есть. И если не упускать его из виду, то никаких неприятностей со здоровьем школьника не произойдет.